Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote in social_compas,
Вольф Кицес
wolf_kitses
social_compas

Categories:

Уничтожение "ведьм" в Европе: причины и факторы противодействия


Приведены 4 материала, показывающих разные стороны преследования "ведьм" в Европе, достигшего максимума в раннее Новое время, что было их побудительным мотивом, что стало движителем, что, наоборот, фактором противодействия. Они также показывают антиисторичность популярной у западных левых концепции Сильвии Федеричи ("Калибан и ведьма"), согласно которой преследования "ведьм"
а) возникли вследствие развития капитализма в Европе,
б) обслуживали это последнее, исключали женщин из общественного производства, загоняя террором в роль только матери-домохозяйки. Однако данные, как это было в действительности, показывают, что все причинно-следственные связи в концепции Федеричи выстроены на песке и не могут быть проведены без насилия над фактами.
Преследование "ведьм" родилось вне всякой связи с капитализмом из чисто средневекового явления, преследования еретиков (в первую очередь вальденсов и близких к ним сект, в зоне распространения которых преследования ведьм были наиболее яростными - в отличие от центров возникавшего капитализма). Не будучи способна победить ереси в богословском диспуте, церковники стали приписывать им разного рода аморалку, из этой грязи родились обвинения в колдовстве, спаянном с сексуальными преступлениями. Под них уже подпадал любой, потом и любая, их поиск с признаниями создавал нужную общественную атмосферу - и заверте...

Но именно там, где капитализм лучше всего делал свою культурную работу, способствовал рациональности, правовым процедурам в рассмотрении обвинений, где в этот процесс вмешивались университеты, с одной стороны, и централизованное государство, с другое, - там это кровавое колесо сдерживалось по максимуму, преследования заканчивались, не успев разгореться. Прогрессивность капитализма сравнительно с предшествующей формацией и состоит в общем прогрессе рациональности и государства, требовании доказательности обвинений и уместности преследований. Все это не только не уместно, но прямо невозможно в средневековье, при капитализме же делает любые преследования и формы угнетения более убедительными для масс, одновременно сокращая число "побочных" и "случайных" жертв.

Все центры охоты на ведьм периферийны по отношению к развитию капитализма, в центрах его развития (Италия, Франция, даже Испания) она была быстро пресечена. Протестантские богословы первыми выпустили труды против охоты на ведьм, авторы их католических аналогов принуждались к покаянию. А больше всего женщин борцы с "ведьмами" убили в районах недоразвития капитализма, вроде Германии, и это никак не уменьшило их роли в общественном производстве, бывшей высокой, часто почти равной мужской до 19 века. Ограничение социальной функции женщин производством наследников произошло только тогда, шло в первую очередь в буржуазных классах, и вне всякой связи с давно кончившейся борьбой с "ведьмами". Это показано в классическом марксистском труде Райнхарда Зидера "Социальная история семьи", который г-же Федеричи следовало бы знать.

Совсем убийственен для еë концепции 4й материал, показывающий что обвинения в ведовстве (часто успешные, губящие своих жертв) были способом борьбы населения с "первопроходцами капитализма", разрушавших социальную солидарность, наживавшихся за счëт общей беды (особенно нетерпимой ввиду роста лишений в период раннего капитализма, также как дисциплинарного насилия властей в отношении женщин и низших классов"). Герои первоначального накопления были врагами местного общества, их преуспеяние естественным образом связывалось со службой нечистой силе (помимо обычного восприятия эксплуататора как вампира). Обвинения в колдовстве были более чем уместным способом свести с ними счëты, да и биографии этих гг. давали к тому основания.

Фактически это было антикапиталистическое сопротивление низов, прекратившееся, когда к 18-19 вв. европейский капитализм сделал свою работу, они перестали быть только жертвами новой формации и стали еë агентами, отчасти выгодополучателями — как Зидер показывает для кустарей, работающих на раздаточном материале, и ряда других профессий. Похожим способом — только с прямо противоположной целью - разного рода «бывшие» использовали вакханалию обвинений в «троцкизме», «шпионаже», «вредительстве» 1937, 1938 и прочих годов для уничтожения лучших делателей и активных попутчиков Октябрьской революции. И наоборот, тогдашние поиски «врагов народа» основаны на той же причине, родившей «борьбу с ведьмами» - страхе перед буржуазной реставрацией, потом интервенцией, при отключении в силу ряда обстоятельств после 1.12.1934 г. всех предохранительных клапанов институционального и интеллектуального характера, рождённых как раз в Новое время. В этом отношении СССР как бы провалился в «осень средневековья» (или, точнее из-за наследия старой России не вполне из неё вылез — это как раз случай, когда мёртвый хватает живых).
Да, когда капитализм победил не только в базисе, но и в надстройке (на континенте это лишь 18 век), положение женщин значимо ухудшилось сравнительно со средневековым, но утверждения, что ведовские процессы и окружающая их истерия стали инструментом подобного ухудшения ложны, а отчасти и лживы.

Переходя от содержательных суждений к оценочным, замечу что труд г-жи Федеричи реакционен, т. к. предаëт историческую истину, чтобы снискать эмоции еë референтной группы, и ключевое для всякого левого (не говоря уж - марксиста) понятие прогресса. А прогрессивность капитализма вполне очевидна и в этом вопросе - "осень средневековья" родила преследование ведьм, заря капитализма их пресекла как только развились присущие ему институты - университеты, учëное сословие юристов и медиков, служащее централизованному государству, культивирующему порядок и рациональность, всë то что принято называть Просвещением. Сочувствие жертвам первоначального накопления как и последующих форм угнетения, законно и правильно, однако оно не должно строиться на идеологической лжи, особенно если кладëтся в основу нынешней левой политики. Ибо нельзя играть в шахматы с помощью добрых намерений; злых, впрочем, тоже.
Чем больше в стране было остатков феодализма (раздробленность, чеканка собственной монеты, полновластие мелких владельцев) , тем больше там было демономанской истерии. Квазинаучное обоснование охоты на ведьм - следствие тëмной стороны Возрождения - некритичного увлечения неоплатоническим оккультизмом, в рамках которого мир наполнен духами, что христианами однозначно прочитывалось как "бесами". Говоря о народных сектах, Федеричи некорректно экстраполирует взгляды только одной из них, причëм исчезнувшей задолго до рассматриваемой эпохи - катаров (в противоположность вальденсам и другим протопротестантским сектам) на все прочие, хотя они не осуждали, а благословляли деторождение, 1 заповедь никто ведь не отменял. Ранний капитализм ничем не отличался от предыдущих эпох в плане принуждения к роли матери, а сколько-нибудь развитые механизмы контроля (врачебный осмотр с прослушиванием стетоскопом, и следующее отсюда сохранение правильной беременности, преследование неправильных) появились лишь с развитием медицины в 19 веке. Ещë в 18 женщины легко скрывали беременность до самого факта рождения, и это сокрытие с охотой на ведьм не было связано.

В концепции Федеричи есть моменты, граничащие с откровенной паранаукой; увы, распространённые среди западных феминисток. Её утверждения, что «ведьмы» отправляли языческий культ плодородия, недобитый церковниками, заставляют предположить, что она рассматривает «ведьм» не как невинных жертв расправ, обусловленных предрассудками, а как действительное движение «за более справедливое общество». Однако нельзя объяснять непонятное через неизвестное, а подобные представления до сих пор не подкреплены фактами: историк не имеет права утверждать ничего, что не отложилось в источниках, а уж тем более делать выводы на основе предположительного, а не фактического.
Участие части женщин, проходивших по ведьмовским процессам, также в волнениях социального характера, не имеет отношения к делу, наличие «женской сети сопротивления» (власти мужчин, капитализму, социальной несправедливости вообще) надо доказывать напрямую. Историк заметил бы, что у женщин — как и мужчин — мыслей о подобном сопротивлении в нерелигиозной форме до 19 века не было и быть не могло, за отсутствием руководящих идей, рождённых как раз Веком Просвещения (последняя, венчающая все предыдущие — марксизм). Прямая ложь Федеричи — представление охоты на ведьм как единого явления, с общей причиной, одним руководством («своими» господствующими классами и т. д.). Однако наличие подпольных обществ вроде бенанданти (ит. «идущие на благое дело»), самостоятельно убивавших ведьм и колдунов, но преследовавшихся инквизицией (!) как ведьмы (отчасти потому что их члены приписывали себе сверхестественные способности, вроде превращения в животных, и следовали аграрному культу, основанному на метафоре борьбы зимы с летом, где зимой были ведьмы), показывает наличие сугубо различных причин и мотиваций в рамках одного процесса.
Стремление клерикалов демонизировать реальных и мнимых еретиков (и в первую очередь исходно мужчин), связав их со злыми силами и очернив аморалкой, нужно анализировать отдельно, народные суеверия — отдельно, попытки поверивших обвинениям и охваченных страхом людей использовать их против «первопроходцев капитализма» (начав с тамплиеров) или, наоборот, разного рода изгоев общества (прежде всего иудеев и обитателей Двора чудес, енишей, каготов, цыган и пр.).


http://www.socialcompas.com/2021/05/24/unichtozhenie-vedm-v-evrope-prichiny-i-faktory-protivodejstviya/
Tags: #Реформация, #Средневековье, #антропология_насилия, #биология_человека, #богатые, #ведовские_процессы, #государство, #демография, #демонология, #диффамация, #женская_история, #здоровье, #инквизиция, #историзм, #история_идей, #история_капитализма, #история_права, #катары, #католичество, #классовая_борьба, #классовое_разделение, #марксизм, #массовые_психозы, #массовые_страхи, #массовые_явления, #методология, #народные_низы, #первоначальное_накопление, #плебейские_ереси, #предрассудки, #принцип_актуализма, #прогресс, #ранний_капитализм, #религия, #системный_подход, #социальная_история, #социальная_психология, #средневековье, #толпа, #традиционное_общество, #угнетение_женщин, #университеты, #эпидемии, #юристы
Subscribe

  • (no subject)

    «Как скептик, я, конечно, не вижу никакой связи между открытием храма жертвам коммунизма, очередными мощами, очередным обнаглевшим епископом…

  • День Победы: социальный контекст в эпоху реакции

    Репрессии и НКВД должны быть в каждом фильме, в каждой книге, в каждой передаче! Значит российские власти всё ещё воюют с советским прошлым. У…

  • Красно-чёрные реки, коричневые берега

    Современная Украина является ярким примером того, что ситуация в обществе напрямую влияет на экологическую ситуацию в стране, а природа тоже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments