Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote in social_compas,
Вольф Кицес
wolf_kitses
social_compas

Categories:

Как бытие определяет сознание



Мусульманское право в той форме, в какой оно сложилось в VIII-IX вв., представляет своего рода бюргерскую утопию, знакомясь с ним, так и чувствуешь, что его примерял на себя торговец или зажиточный ремесленник, беспокоясь, чтобы ему нигде не жало. Оно считает единственной формой социальных и экономических отношений те, что основываются на частной собственности и купле-продаже, будь то товар или рабочая сила. Нет даже мысли о возможности условного землевладения феодального типа или феодальной зависимости, в то время как рабство считается вполне естественным. (Не потому ли, что большинство рабов составляли слуги в богатых городских семьях?) Поэтому же вопросы торгового права были с самого начала разработаны гораздо подробнее, чем аграрные, хотя аграрные отношения для государства были важнее.
Мусульманское право и этика исходили из того, что наиболее естественным и подобающим мусульманину является образ жизни зажиточного, экономически независимого горожанина, не связанного с государственной службой. Идеал мусульманской этики – не воин, борец за веру, а добропорядочный бюргер, имеющий достаточно средств, чтобы на досуге предаваться благочестию. Эта мысль нигде не сформулирована в таком решительном виде, но к ней приводит знакомство с этико-религиозными сочинениями. Сподвижники Мухаммада, поселившиеся в городах и занявшиеся предпринимательством, не сомневались в похвальности своих занятий и, быть может, свысока смотрели на рядовых воинов, обязанных обрабатывать жалование в тяжёлых походах. Одному из сподвижников Мухаммада, Абу Ва’илу (кстати, бывшему казначеем при халифе Омаре) приписываются слова: «Дирхем, заработанный торговлей, мне приятнее, чем десять из жалования».

http://www.socialcompas.com/2018/05/26/kak-bytie-opredelyaet-soznanie/
Tags: #марксизм, #мусульманский_мир, #рынок, #средневековье, #урбанистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments